Украшения

Украшения для индийских танцев

Драгоценный убор для головы носит общее название талайсаман и состоит из нескольких предметов. Линию лба исполнительницы подчеркивает сложное украшение (неттипаттам), напоминающее обруч с двумя подвесками. Четыре его части символизируют четыре священных текста Вед. Украшение на голову может быть представлено в упрощенном варианте: только его центральная часть (нагар чутти, нетти чутти) без обруча, если она исполнена в виде каскада полумесяцев — чандран чутти, если украшена внизу круглой подвеской (символ солнца) – сурьян чутти. По обе стороны от пробора на шнуре черного цвета традиционно располагают две заколки. Одна в форме солнца (сурья прабха) крепится справа, вторая в форме полумесяца (чандра прабха) — слева, вместе они символизируют сияние солнца и луны.

head_set

Уши танцовщицы украшены серьгами-гвоздиками (тходу), к которым снизу крепятся подвески (тонгаттан) разнообразных форм, часто в виде куполов (джимики), символизирующих небесную сферу. Другой вид подвесок удлиненной формы (маттал) располагается вдоль уха, и нижним концом крепится к тходу, верхним с крючком — к волосам. Считается, что эти подвески защищают барабанные перепонки.

 chutti mattal

Нос украшается тремя предметами: серьгой-гвоздиком на левом крыле носа (мукути), серьгой в перегородке носа, спускающейся до носогубной складки (буллаку) и круглой серьгой на правом крыле носа (натху). Второе из этих украшений характерно для юга Индии, также как и традиция прокалывать только правую ноздрю. Происхождение этих необычных украшений восходит к кольцу коровы. В её образе представлена богиня земли – Бхуми Деви. Она, как и её кольцо — символ процветания и благополучия.

mukuthi_bullaku_set

Грудь танцовщицы украшается двумя-тремя ожерельями, одно из которых плотно прилегает к шее (атигай), второе более длинное (харам, хар, ранихар) и часто имеет жемчужные звенья (мутху мала) и по середине отмечено крупной подвеской (падакам) разнообразных рисунков: в виде попугая, лебедя, лотоса, Гаруды, павлина, змеи, солнца, цветов с обязательным жемчужным завершением. Длинное ожерелье может быть выполнено в виде стилизованных плодов манго (манга малай). Ожерелья крепятся шелковыми шнурами с застежкой-шариком, позволяющим регулировать их длину. Для исполнительниц бхаратанатьям традиционно особое ожерелье, составленное из множества монет – это касумала. Его могут составлять более ста монет, а общая длина достигать одного метра.

tanmaniaddikay

Талию танцовщицы охватывает пояс (уддияна, оддийанам). Пояс могут украшать гравированные изображения богини процветания Лакшми, покровительницы наук и искусств Сарасвати, либо личное божество танцора. Пояс имеет важное функционально значение в танце: он фиксирует позвоночник.

belt

Неотъемлемая часть драгоценного убора танцовщицы – браслеты подбираются под цвет костюма. Традиционные цвета — золотой (желтый), серебряный (белый), зеленый и красный. Обилие браслетов – символ замужества. Во избежание тяжелого веса, металлические браслеты, украшенные вставками из стекла, фианитами, комбинируют с легкими пластиковыми. Часто браслетами охвачены и предплечья, они могут быть двух разновидностей: широкие браслеты с жемчужными нитями или целиком металлические (канканам) и изогнутые V-образные тонкие металлические (ванки, ванги).

Не обходятся вниманием и пальцы рук, ног: унизанные кольцами, они выглядят особенно привлекательными. Пальцы на ногах украшаются особыми серебряными кольцами (мети). Они могут быть простыми или со вставками, эмалью, миниатюрными бубенчиками. Ранее существовала традиция ношения этих колец исключительно замужними женщинами, в наши дни их носят все, кто пожелает.

bangles

 Причёска танцовщицы представляет собой узел, собранный на затылке, либо заплетённую косу. В обоих случаях используются два-три специальных шиньона (бан) из натуральных или искусственных волос, которые в уложенном виде напоминают корону. В середину верхнего шиньона сзади помещается массивная брошь (рагиди, ракуди), часто круглая, иногда в форме цветка с 6 лепестками. Шиньон, на котором она крепится, обвивают гирляндой из бутонов живого или искусственного жасмина.

cvety

Длинная и щедро украшенная коса – атрибут легендарной Сатьябамы, супруги Кришны. Коса, убранная драгоценностями и цветами, — признак замужней женщины. По длине она может быть украшена лентой с нашитыми на неё заколками (нага джада, джада, с тамильского – пучок волос). По канону её составляют двадцать семь частей, сверху вниз их размер уменьшается. Коса должна состоять из 33 плетков, по числу основных созвездий. В косу вплетается специальное украшение — кунджалам, его завершают три кисти или бархатных шарика (джада кунджалам). Они знаменуют одновременно и три времени: прошлое, настоящее, будущее, и три мира (трилока).

kunjalam

Межбровье танцовщиц отмечается, пожалуй, самым известным украшением: бинди красного или бордового цвета круглой или каплеобразной формы. Бинди (санскр. «бинду» — центр) для индусов — напоминание о том, что они заключают в себе искру божественного, что они бесконечно малая часть (душа — джива) бесконечно великого (бога — атман).

Верхние фаланги пальцев рук и стопы окрашиваются специальной алой краской растительного происхождения, она называется альта. В старину красавицы подчеркивали ею женственную прелесть линий этих частей тела, а в танце краска добавляет выразительности движениям. Её яркий красный цвет — символ жизни, энергии, радости. Узор, покрывающий пальцы и стопы может быть декоративным, растительным или символическим орнаментом (солярные символы, свастика, символ звука "ом").

Традиция окрашивать ладони, пальцы, стопы восходит к древним временам, когда храмовые танцовщицы девадаси, считавшиеся супругами божества, украшали себя росписями. Впоследствии этот вид косметики стал привилегией замужних женщин.

На щиколотках танцовщицы укреплены бронзовые колокольчики гхУнгхру (или салангАи). Этот своеобразный ударный инструмент призван подчеркнуть красоту ритмического рисунка танца и посвящён богу Шиве Натарадже — владыке ритма.

gungru