Зеркало жестов

Зеркало жестов — "Абхинайя Дарпана"

"Абхинайя Дарпана" («Зеркало жестов») написана на санскрите, наттуванары («наставники», т.е.учителя танца в Индии) редко пользуются санскритскими словами, предпочитая на занятиях с учениками прибегать к тамильскими терминами (в случае с бхаратанатьям). Поэтому общие термины, касаемые любого классического танца (нритта, нритья, натья, абхинайя, бхава, раса, хаста) – санскритские, а названия поз и движений именно бхаратанатьям – на языке «тамили».

Записаться на занятия или задать свои вопросы по email : ira@irida.by

или телефонам:

+375 445 65 07 54. Велком

+375 297 05 77 08 МТС

тел.: 74 54 50 с 10.00 до 21.00

Наш адрес:  ул.Челюскинцев, 64а-1 ,  проезд до остановки ОАО «Лента», трол. №2. Авт. №29, 3,44.  Маршр. № 2, 43, 29.

Студия танца Ирида

1. Основные понятия классического индийского танца.

ПОНЯТИЯ, ОБЩИЕ ДЛЯ ВСЕХ стилей классических индийских танцев.

Ударение показано заглавной буквой. Для некоторых слов бытует разное ударение, а также разная транскрипция кириллицей, да и латиницей тоже. Что связано со сложностью нахождения соответствий в фонетике языков – русского и тамили, санскрита.

нАтья – вид драматического искусства. Искусство танцевального представления. Танцевальная драма.

нрИтта – «чистый танец» — то есть танец как комбинация красивых движений, без внедрения образа, сюжета.

нрИтья – сочетание чистого танца с сюжетным (но не пантомима, которая уже относится к абхинайе)

абхинАйя – искусство выражения чувств, образов, сюжетов через мимику, жесты (хасты), позы. Это – выразительность танца, интонация. То, что позволяет внести в танец литературу, передать посредством танца самые тонкие переживания.

бхАва – эмоциональное состояние, которое переживает танцовщица в танце, мечтая донести эти эмоции вкупе с создаваемым образов до зрителя.

рАса (саскр.-«вкус», «привкус») – это тот «привкус», который остается у зрителя после просмотра танцевальной композиции. Те эмоции, что возникли в нем под воздействием танца. Есть 9 рас, наиболее распространена шрингара раса – любовная.  То есть бхава танцовщицы порождает расу у зрителя.

хАста (санкср.-«тайная печать») – устоявшиеся веками жесты – положения пальцев, имеющие разнообразные значения. Хасты описаны в «Абхинайе Дарпане».

рАга (raga) – мелодическо-звуковая составляющая музыкального произведения. Это – совокупность звуков (нот, тонов), некоторые ограничения в порядке их использования, основной тон (доминанта в нашей терминологии) и иная совокупная информация. Приравнивать понятие раги к нашему понятию «мелодия» — не совсем корректно. Скорее, это – расширенное, усложненное понятие тональности и лада.

тАл (тала, taal, tala, taala) – ритм.

авартАн (Avartanam) – весь цикл ударов выбранного тала – от первого до последнего удара. Понятие похоже на наше понятие «такт».

солукАтта – sollukatta —  слоги, под которые выполняются адаву, их же мы слышим во вмногих частях музыки для танца bharatanatyam)

гУнгуру (гхунгуру, гунгру, gunguru, ghunguru, gungru, ghungru) – в южной Индии их еще называют «челангаи». Они бываю два вида: плетеные и на ткани или коже. В северо-индийском классическом стиле катхаке штаны длинные, поэтому длинная плетеная косичка с колокольчиками несколько раз обвивает ногу поверх штанин и концы ее связываются друг с другом. И то может натирать ногу, поэтому иногда между тканью штанины и плетенкой прокладывают ткань. В южно-индийских стилях (к которым относится бхаратанатьсям, кучипуди, одисси и другие) штаны короткие, поэтому гхунгуру одевается на голую ногу, так что плетенка уже не подходит. Сооружается повязка из ткани или кожи, на которую рядами нашиваются матовые бубенцы.

К гунгуру особое отношение, как предмету, символизирующему все святое в искусстве танца. Их не швыряют, где попало, не дают поносить другим людям, не ходят с ними в туалет и так далее. Их освящают священнослужители, а гуру с благословением торжественно преподносит их ученику.

адавУ (Адаву, adavu, adugulu, адеву) (тамили-«танец»,«движение») – карана (то же на санскрите) – канонические, устоявшиеся и известные всем комбинации 2 или более движений, на которых построено изучение бхаратанатьям

джАти- имеет два значения:

а).в музыкальной теории индийской классической музыки – это количество ударов в главном фрагменте любого тала, именуемого лагху (от одного до пяти ударов), в результате которого талы делятся на 5 типов: Tisra, Catusra, Khanda, Misra, Sankirna

б). небольшие комбинации движений, состоящие из адеву или других движений бхаратанатьям, выполняемые под слоговое пение (та, тей, там, ха и т.п.)

корвАй (корвей, korvai) – тоже комбинации из адеву или других движений бхаратанатьям. Отличие от понятия «джати» в том, что «корвей» говорят чисто про танцы, тогда как «джати» — музыкальное понятие (фрагмент вариации слогового пения). Выполнение корвей под слоги (тей там и т.п.) тоже называют «джати». Тогда как корвей – часть танца, аккомпанементом для которого являются: звуки инструментов, слоговое пение (саргам: са, ри, га и т.п., иные слоги), их сочетание. Например, часть танца джатисварам (там пение саргам) называется корвей, а не джати.

Каждая поза, адаву (карана), предполагает определенное положение рук и ног и состоит из трех элементов:стхАнака sthanakam (начальная позиция), чари – движение и нритта хаста (жесты рук).

 

БХАРАТАНАТЬЯМ – ПОЗИЦИИ.

 

Положение корпуса описано в положении араманди, но в остальных положениях сохраняются те же требования – не будем повторяться.

Ударение показано заглавной буквой. Для некоторых слов бытует разное ударение, а также разная транскрипция кириллицей, да и латиницей тоже. Что связано со сложностью нахождения соответствий в фонетике языков – русского и тамили, санскрита.

 

Позиции ног:

самапАда (samapadam) – ноги ступнями вместе, ноги прямые.

арамандИ (арамАнди, арамандали, araimandi, ardhamandali)  (тамильск.-«полусидя») = айат (ayatam) (санскрит) – полуприсед с разведенными в сторону коленями и носками, пятки вместе. Важно вывернуть наружу как колени, так и ступни, при этом не заваливаться на большой палец, а опираться на пол всеми пальцами обеих ног. Корпус нужно держать прямо, без ярко выраженного прогиба в пояснице, плечи должны быть опущены, шея и голова должна продолжать линию позвоночника, а не быть выставленной впереди тела. Важна степень приседания: слишком мало – танец будет как бы вялым, слишком глубоко – смотреться будет тяжеловесно. Можно во такую оригинальную пробу провести: выставляем одну ногу на пятку в сторону, нисколько не меняя положения колена в пространстве (мы лишь распрямляем ногу в коленном суставе), затем то же делаем с другой ногой, смотрим на себя в зеркале и видим (или, увы, не видим) совершенные пропорции человека Да Винчи, вписанного в круг. Еще есть такая "норма" — приседая в араманди, рост сокращается на одну треть.

мурамандИ (мурамАнди, muramandi, муруманди) (тамильск.-«полностью сидя») – положение сидя на корточках с разведенными в стороны коленями. Приседание (можно также сказать – плие) осуществляется на пятки, которые в свою очередь подняты, так как в этой позиции мы оказывается на носках.

прЕвитам – позиция, похожая на араманди, но более широкая: между пятками есть расстояние.

прЭнкана (пренкана, премкана, prenkana) – находясь в араманди, выставляем одну из ног в сторону на пятку, выпрямляя ее в колене. Следим, чтобы другая (согнутая) нога не теряла выворотности.

гарУда-мАнда (гаруда, garuda, garuda manda) – позиция выпада. Невыворотная позиция. Само слово «гаруда» обозначает мистическую птицу Гаруду.

свАстика (swastika, swastika pada) – выворотная позиция (то есть колени направляем в стороны), при которой опорная нога стоит на все ступне, а вторая нога приставляется на носок, высоко задирая пятку, за пальцами опорной ноги. Второй вариант – то же, но перед пальцами опорной ноги. Есть также варианты: стоя на прямых ногах или из положения араманди.

пАршва-сУчu (паршвасучи) – если, сидя в мураманди, одно колено опустить на пол, например, в манди адеву. Выворотность колен должна сохраняться.

сАма-сУчu (самасучи) – то же, но оба колена упираются в пол

куттанАм (кунчитА) – стоя в араманди, вспрыгиваем на носки. При этом голова и корпус не должна оказаться выше, чем они были в араманди. В результате колени, и так вывернутые в сторону, при запрыгивании в эту позицию раскрываются еще больше. Это позволяет вееру (гофрированная ткань, прикрепленная к ногам танцовщицы) красиво раскрыться. Для возвращения в араманди просто опускаем пятки, ударяя при этом ими в пол.

нагабАнда – Позиция сходная с куттанам, но ступни стоят не рядом, а друг за другом.

экапАдам – стоя на прямой ноге, сгибаем другую, предельно выворачивая колено в сторону, и немного заносим оттопыренную пятку за опорную ногу.

Айндрам – позиция сходна с экападам, но исполняется в положении приседа, подобном араманди.

Алидам (Адидха, alidha, alida) – позиция сродни араманди, но чуть менее выворотна.

пратьЯлида (Apratyalidha, pratyalida) – то же, что и Алидам, но еще менее выворотно ставим ноги – под прямым углом: одна ступня смотрит в сторону, а другая – на зрителя.

Позиция рук (основная):

натьярАмбе  (натьярамбхе, натирамбе, Natyaarambhe, сауштавАм) – руки вытянуты по сторонам. Выпрямление рук не должно приводить к деформированной линии из-за полного выпрямления в локте, поэтому локоть чуть согнут и направлен назад. Плечи опущены. Кисть в хасте патака (трипатака, алападми, катакамукха…) прогнута максимально и чуть завернута пальцами в зеркало. Ладонь при этом должна смотреть в стороны, а не разворачиваться в сторону. Руки параллельны полу.

Название некоторых движений:

мАндала –процесс приседания в араманди, мураманди и другие подобные позиции

танАм – вспрыгивание на полупальцы в кудитту-метту адеву

мОтита – энергичный переход из мараманди в паршвасучи

намаскАр (намаскарам, namaskaram) (санскр. «почитание, уважение, хвала») = пранАм (pranam) (санскр.-«склоняться, поклоняться кому-либо») = tatti kumbidal (на тамили). Этой мини-композицией начинается как занятие бхаратанатьям, так и любой танец этого стиля.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.